Благотворительные проекты

Искусство

Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года
Детская музыкальная школа и Академический музыкальный колледж при московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Музейная программа Фонда «Дар»
Детская литературно-художественная галерея «Жар-Птица» г. Москва
Ресурсный центр школьной театральной педагогики г. Москва
Центр эстетического воспитания «Мусейон» ГМИИ имени А. С. Пушкина
Московская Международная Киношкола
Московский Дворец пионеров на Воробьевых горах

Экспертное мнение

О ценности и незаменимости художественного образования и творчества

Очень часто сегодня можно услышать вопрос: зачем в современном прагматичном мире, ориентированном на быстродостижимый результат, тратить время и средства на искусство? Разве не важнее научить ребенка быстро и умело работать с информацией, овладевать полезными умениями и навыками работы со сложной техникой? Такая постановка вопроса не учитывает главного. Становление собственно человеческого в человеке — это становление духовного, приобщение к родовым ценностям, нравственным принципам, движение в сторону практического преобразования действительности, основанного на любви и воле к совершенству во всех ее областях. Где и как маленький человек может встретиться с высшими образцами человеческой культуры, наметить свой уникальный путь самосовершенствования? Ответ очевиден: только в пространстве художественного образования и творчества.

Не надо также забывать, что нормально развивающемуся ребенку свойственно воспринимать мир непосредственно, эмоционально-образно, сопричастно, а не отвлеченно и рационально. А ведь современное образование в большей степени ориентировано понятийно-рационально. Уже давно назрела необходимость гармонизации школьных программ. Результатом художественного развития становится сочетание эмоциональной отзывчивости и аналитических способностей, развитие эмоционального интеллекта, то есть не только богатой эмоциональной сферы, но и способности понимать душевную жизнь свою и других людей.

Как отмечает видный отечественный психолог А. А. Мелик-Пашаев: «Художественный опыт объединяет чувства и интеллект, эмоции и познание, созерцание и действие, самого ребенка — и мир вокруг него; он целостен, а потому воздействие его целебно, ведь эти слова от одного корня».

Личностный опыт учащегося всегда имеет индивидуальную эмоционально-чувственную форму, результат воплощается не в виде универсального (единого для всех) понятия, а в форме личностно значимого вывода, индивидуального смысла, который, хотя и может быть выражен на понятном всем языке, но не позволит передать всё то богатство ассоциаций, которые вызвали соответствующие переживания. Обогащение и развитие сферы личностных смыслов сформулировано новыми Федеральными государственными стандартами как главная образовательная цель, не подлежащая количественному оцениванию.

К сожалению, сегодня, когда предмет Мировая художественная культура исчез из школьной программы, а дополнительное образование стало преимущественно платным, не каждая семья может позволить себе записать ребенка на занятие музыкой, живописью или театром. А ведь без опыта сотворчества невозможно обретение целого ряда культурных способностей, которые уже фиксированы в человеческом опыте. Вот почему сегодня для школы так важна негосударственная поддержка частных благотворительных фондов, открывающая возможность создания внутри школы художественно-творческой образовательной среды, помогающей превращению найденных значений мира культуры в личностные смыслы индивидуальной картины мира.

Показать текст полностью
Татьяна Анатольевна Климова

Татьяна Анатольевна Климова

психолог, старший преподаватель кафедры культурологии и эстетического образования Московского института открытого образования, научный сотрудник Федерального института развития образования