Благотворительные проекты / Искусство

Музейная программа Фонда «Дар»

Музейная программа — это проект, разработанный непосредственно Фондом «Дар», который стартовал с началом 2014/2015 учебного года и на сегодняшний день реализуется совместно со Структурным подразделением «Гимназия» государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа-интернат «Интеллектуал» (бывшая Гимназия № 1588 города Москвы).

Структурное подразделение «Гимназия» ГБОУ города Москвы «Школа-интернат «Интеллектуал» — общеобразовательное учреждение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, основная цель которого состоит в воспитании образованного, креативного, мыслящего гражданина, обладающего высокой степенью мобильности, способного адаптироваться к изменениям и быть эффективным на мировом рынке труда. Школа имеет статус Кандидата на обучение по Дипломной программе Международного Бакалавриата (International Baccalaureate (IB)), что позволит гимназии стать Международной школой, а выпускникам — сдавать экзамены и поступать в выбранные вузы в России или за рубежом, не покидая стен родного учебного заведения.

Образовательный процесс в гимназии направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разностороннее развитие ребенка, становление его как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Так, в 2014/2015 учебном году общегимназическая тема года была определена как «КУЛЬТУРА РОССИИ КУЛЬТУРЕ МИРА», для реализации которой педагогическим коллективом разработаны соответствующие программы образовательной и воспитывающей деятельности.

Основным содержанием представленной Музейной программы является система экскурсий в музеи преимущественно Москвы и Московской области по тематике, выстроенной в логике школьной программы по предметам гуманитарного цикла с 1 по 11 класс. Творчески подойти к процессу реализации программы помогает широкий спектр форм работы с детьми, предлагаемых музеями на сегодняшний день наряду с классическими экскурсиями.

Речь идет об интерактивных занятиях, экскурсионно- художественных и экскурсионно-лекционных программах, мастер-классах, викторинах, художественных практиках в творческих мастерских и т.д.

Работа по программе с 1 по 7 класс начинается с вводной экскурсии — знакомства с музеем как таковым, историей появления музеев, принципами создания, правилами поведения в музее.

  • Далее программа разворачивается на основе пяти разделов:
  • История (исторические музеи, в том числе, военно-исторические)
  • Изобразительное искусство (музеи изобразительного искусства, в том числе декоративно-прикладного искусства)
  • Литература и театр (литературные и театральные музеи, музеи истории кино и мультипликации)
  • Музыка (музыкальные музеи)
  • Раздел коплексных музеев (музеи-усадьбы, дворцово-парковые ансамбли)

Последовательное, логически выстроенное участие в экскурсиях призвано сформировать у ребят целостное представление об эпохе, о переплетениях и взаимообусловленности исторических событий и культурной среды соответствующих периодов. Вдумчивое, систематическое знакомство детей с музейными экспозициями позволяет им, наряду с получением новых знаний, развивать художественный вкус, творческие способности и, что особенно важно, вносит свой вклад в процесс формирования культуры человека в целом, в процесс его духовно-нравственного роста.

В 2014/2015 учебном году в рамках программы было задействовано более 50 музеев.

«Чтобы любить, нужно знать» — нужно понимать, осознавать, уметь считывать смыслы, чувствовать себя частью большого целого — родной истории и культуры. Можно просто прочитать в книге, не выходя из дома, или послушать лекцию, а можно еще и отправиться, например, туда, где рождалась гениальная музыка Петра Ильича Чайковского, где Антоном Павловичем Чеховым была написана пьеса «Чайка», на многие годы определившая развитие русского театра, побывать в «сером доме с белыми колоннами» на Остоженке, выведенном Иваном Сергеевичем Тургеневым в одном из его широко известных рассказов, прикоснуться к миру поэзии Блока, посетив и прочувствовав атмосферу его дома в Шахматово, подышать воздухом Ясной Поляны.

В Оружейной палате Московского Кремля, в Государственном историческом музее, Музее Москвы, Музее современной истории России — ощутить особенности различных исторических этапов развития нашей страны, поклониться подвигу защитников нашей Родины в Бородинском военно‑историческом музее‑заповеднике, в Музее Отечественной войны 1812 года, в Государственном музее обороны Москвы, Центральном музее Вооруженных Сил РФ. В Музее‑заповеднике «Коломенское» и Культурно‑образовательном туристическом центре

«Этномир» поближе познакомиться со славянской культурой, прожить основные повседневные заботы русского крестьянина, в Усадьбе Кусково и Музее‑заповеднике «Люблино» соприкоснуться с укладом жизни дворян в дореволюционной России, дворцово‑парковым искусством, в Палатах бояр Романовых — с традициями боярского сословия, представить обстановку русских царей в Музее‑заповеднике «Коломенское» и «Измайлово». В Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Центральном музее Древнерусской культуры и искусства, Музее Востока увидеть шедевры мирового и отечественного изобразительного искусства.

В Оружейной палате Московского Кремля, в Государственном историческом музее, Музее Москвы, Музее современной истории России — ощутить особенности различных исторических этапов развития нашей страны, поклониться подвигу защитников нашей Родины в Бородинском военно‑историческом музее‑заповеднике, в Музее Отечественной войны 1812 года, в Государственном музее обороны Москвы, Центральном музее Вооруженных Сил РФ. В Музее‑заповеднике «Коломенское» и Культурно‑образовательном туристическом центре

Юлия Зверева,
автор программы, руководитель благотворительных проектов Фонда «Дар»