ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — НЕСИСТЕМНАЯ СИСТЕМА

Образование и защита детей — пожалуй, та сфера, в которой социальная активность Церкви наиболее ярко проявилась в постсоветское время. В России и Ближнем Зарубежье за минувшие двадцать пять лет выросла целая сеть православных образовательных учреждений самого разного уровня и назначения. Трудно объединить все, что Церковь делает сегодня для детей в одном обзорном тексте. У детских домов и приютов в провинции — одна специфика, у высококлассных столичных гуманитарных гимназий — другая. Поэтому хотел бы сказать лишь о самом главном, о том, что Церкви действительно важно развивать и сохранять в этом направлении.

Христианство дало миру особый взгляд на человека, коренным образом изменивший весь ход истории и развитие цивилизации. Каждый из нас — образ Божий, уникальное и непохожее на остальных отражение Творца, и каждый заслуживает личностного подхода. Многовековая христианская традиция превратила это утверждение в прописную истину, но как часто мы уклоняемся от нее в реальной жизни!
Мысль о том, что будущее поколение нельзя штамповать как на конвеере, по единому шаблону, без учета личных индивидуальных особенностей ребенка — вот что должно быть ясно любому православному педагогу. Истинное православное образование — это всегда образование эксклюзивное, образование человека и гражданина, а не винтика системы. И я искренне рад, что в реальности этого принципа придерживается, пожалуй, большинство современных православных педагогов. Церковные образовательные проекты могут различаться своим подходом к педагогике и даже к самому главному — к вопросу о том, как именно говорить с детьми о Боге. Но это, по-моему, как раз и замечательно, ведь уникальных рецептов в таких вопросах быть и не может.

Православное образование — не альтернатива государственному, но сегодня оно может по праву претендовать на роль дополнительного камертона российской педагогики, влияя на светское образование, в первую очередь, своим примером и своим опытом соответствия традиции. А в Отечестве нашем образование всегда понималось как обучение плюс воспитание и никак иначе, поэтому относительно недавно возникшая пара «образование и воспитание» противоречит как минимум русской, а то и общеевропейской образовательной традиции. Думаю, это особенно важно понимать сейчас, когда в светской педагогике наблюдается беспокоящая многих тенденция к «усреднению»: знаний, способностей, уровня педагогических учреждений и так далее.

Ну и, конечно, православное образование — это уникальная школа любви. Той самой любви, которую мы тоже часто недооцениваем как ключевой фактор воспитания человека. Причем воспитания абсолютно в любом возрасте.

Хотел бы привести пример, косвенно связанный с нашей темой, но очень, как мне кажется, важный. Во многих регионах сегодня существуют православные волонтерские группы, работающие с детьми-отказниками. Подчас трудятся они в социальных учреждениях, где малыши не нуждаются в дополнительной медицинской и даже бытовой помощи: есть там и врачи, и лекарства, и нормальное питание. Нет лишь внимания и заботы — младенец может сутками лежать в колыбели, не видя ничего кроме однотонного больничного потолка. А любой детский психолог скажет, какие критические последствия это может нести для развития ребенка, его умственных и мыслительных способностей. Опять же для его личности.

Любовь и забота — то, что не получается дать людям даже у самого чуткого и внимательного государства. Дать их друг другу люди могут лишь сами. И в этом плане православное образование бесспорно незаменимо в своей сегодняшней миссии.